Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

23.04.2014

Опера навсегда

25 апреля пройдёт бенефис Александра Косинского, который 35 лет отдал служению городу и театру

Александр Косинский — одна из ярких фигур в Красноярском государственном театре оперы и балета. В его репертуаре более 60 оперных и балетных произведений. Музыкальные пристрастия дирижера охватывают творчество композиторов разных эпох и стилей, сочинения многих жанров. 25 апреля поклонники творчества Александра Косинского смогут воздать должное его дирижёрскому мастерству.

Александр КосинскийВся жизнь Александра Хрисанфовича связана с нашим городом и с театром оперы и балета. В 1978 году он был приглашен в качестве дирижера в Красноярский театр оперы и балета. Первой его театральной постановкой стал балет на музыку Д. Шостаковича «Барышня и хулиган».

В качестве музыкального руководителя им осуществлены оперные постановки: «Умница» К. Орфа, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Самозванка» В. Бесединой (мировая премьера), «Штраус-гала», «Кальман-гала», «Риголетто» Дж. Верди и др. Под руководством А. Х. Косинского осуществлены постановки балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского; «Жизель» и «Корсар» А. Адана; «Дон-Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса и др.

Сюрприз для зрителей

— Александр Хрисанфович, как возникла идея бенефиса?

— Вообще, бенефис в переводе с французского bеnеfice означает доход, польза. Первоначально бенефис был формой материальной помощи артисту или творческому коллективу театра. В наше время это красивое слово прежде всего означает творческий отчет, чествование артиста. Кроме того, красноярскому театру я служу уже более 35 лет, а это более тысячи спектаклей, десятки концертных программ, десятки выпускников в академии, более шестидесяти оперных и балетных постановок. Для меня важно, чтобы мой бенефис стал настоящим праздником оперной музыки.

— Какие концертные номера вы готовите для бенефиса?

— В концертной программе бенефиса прозвучат популярные мелодии из всемирно известных опер и фрагменты редко исполняемых сочинений. В этот вечер на сцену выйдут заслуженный артист России Михаил Губский (Большой театр), народные артисты России Лариса Марзоева и Владимир Ефимов, заслуженная артистка России Вера Баранова, а также мои бывшие студенты, уже завоевавшие признание зрителя, — Светлана Рацлаф-Левчук, Дарья Рябинко, Евгений Балданов, Андрей Силенко, Илья Кривчиков, Алексей Бочаров, Инна Сподина.

Публике будет представлен и новый солист нашего театра — тенор Евгений Мизин. Предполагается и небольшой музыкальный сюрприз. Ну как без этого? На сцену вместе со мной выйдут мой сын Дмитрий — бас-гитарист и моя дочь Анастасия — концертмейстер нашего театра. Они исполнят пьесу для фортепиано, бас-гитары и оркестра.

Основной исполнитель

— Вы дирижируете симфоническим оркестром и оркестром театра оперы и балета. Есть ли какие-то серьезные отличия в работе с оркестром во время симфонических концертов, оперы и балета?

— Оперный оркестр ничем не отличается от оркестра симфонического, но дирижирование оперным спектаклем имеет ряд особенностей. Когда симфонический дирижер впервые дирижирует оперным спектаклем, он сталкивается с целым рядом проблем. Оперный коллектив — большой и разноликий организм, и дирижеру необходимо объединить солистов, хор и оркестр в единое музыкальное целое, связать это со сценическим действием. Оперный дирижер — основной исполнитель оперного спектакля, и в первую очередь, он является автором спектакля.

Надругательство над русской классикой

— Вы руководили многими балетными и оперными постановками. Как вы относитесь к режиссерским решениям по «осовремениванию классики»? Вы разделяете бытующее мнение «главное, чтобы в спектакле без изменения звучала классическая музыка, а сценическое действие может быть и современным»?

— Благодаря развитию Интернета и телевидения, у современного любителя оперы есть возможность познакомиться с лучшими постановками ведущих мировых театров. Театр развивается, и, конечно, нельзя ставить классическую оперу так, как ставили ее в прошлом веке или даже 20 лет назад, и есть масса выдающихся современных постановок оперной классики. Но, к сожалению, в наше время утверждается и оперная режиссура, противопоставляющая себя композитору. Особенно жестким экспериментам подвергается русская опера. Например, в Амстердамском оперном театре в постановке очень известного немецкого режиссёра Штефана Херхайма после ссоры Ленского и Онегина сцена заканчивается тем, что входит группа красноармейцев в «будёновках» и расстреливает всех присутствующих. Другая постановка Зальцбургского фестиваля погрузила оперу «Евгений Онегин» в жуткую грязь, как грязь отношений между персонажами, так и грязь настоящую. Для меня подобные постановки сродни американскому фильму, в котором русский космонавт ходит на орбитальной станции в шапке-ушанке, в валенках и с большим гаечным ключом. Я уверен, что в такой режиссуре есть как вульгарно-коммерческая, так и политическая составляющая. Есть желание навязать публике чувство «русской исторической вины», поэтому в постановках постоянно появляются генералы КГБ, красноармейцы и др. Никогда не видел, чтобы оперы Вагнера исполняли в фашистской форме (и слава богу!), а режиссерское надругательство над русской классикой на Западе очень популярно.

Горжусь своей семьёй

— У вас почти вся семья работает в одном театре. Вы основали династию музыкантов или, возможно, сами являетесь представителем этой династии?

— Я не назвал бы это династией. Мой отец очень любил музыку и хотел, чтобы дети были музыкантами. В Одессе живет мой старший брат. Он профессор консерватории. Моя дочь Настя — концертмейстер оперы. Мой сын Дмитрий выбрал себе несколько другой жанр, но он тоже музыкант, и в своей профессии достаточно успешен. Моя жена Василиса Дмитриевна более 30 лет была незаменимым режиссером по проведению спектаклей. Это очень сложная и ответственная работа. Сейчас она заведующая оперной труппой и отдает своей работе очень много сил. Я горжусь своей семьей.

Анна БУЛАВЧУК
"Красноярская версия" №305, 23.04.2014 г.