Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

06.09.2021

Прогнозы и надежды нового сезона

Новые премьеры, фестивали и гастроли – обо всех планах приближающегося 44-го творческого сезона рассказывает художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Сергей Бобров.

Бобров– Сергей Рудольфович, рискнете ли что-то прогнозировать на грядущий сезон? Есть ли что-нибудь в планах театра, о чем сейчас можно говорить с уверенностью?

– Любые предположения, как известно, дело неблагодарное, а поскольку пандемия коронавируса еще не закончилась, обещать что-либо с полной определенностью не получится, при всем желании. В прошлом сезоне наполняемость зала была разрешена на 75 процентов, сейчас она вновь снизилась до 50-ти. Но труппа работает, репетирует новые постановки, так что будем надеяться, что все наши планы сбудутся вовремя. Год назад Фестиваль Дмитрия Хворостовского провести не удалось, но в этот раз вроде бы прогноз обнадеживающий. Во всяком случае, мы в театре готовим к нему оперу «Дон Жуан» Моцарта. Над постановкой работает большая интернациональная команда, премьера намечена на 21 октября.

– Что еще из оперных премьер ожидается в новом сезоне?

– На 12 февраля запланирован выпуск оперы Лео Делиба «Лакме» в постановке уже известного красноярской публике Сергея Новикова. Он привлек к себе внимание нестандартностью мышления еще на режиссерской лаборатории «Нано-опера», после чего я пригласил его поставить у нас концертный эксперимент SlovZov-GALA. Также Сергей вместе с маэстро Павлом Коганом представил нашим зрителям «Реквием» Джузеппе Верди с русским либретто, эта постановка собрала хорошие отклики. «Лакме» – трехактная французская опера XIX века, ставится нечасто. Но «Цветочный дуэт» (Viens, Mallika, les lianes en fleurs… Sous le dôme épais) из первого акта постоянно звучит в концертах популярной оперной классики.

Режиссер театра Елизавета Корнеева, знакомая зрителям по спектаклям «Марево», «Паяцы» и «Риголетто», выпустит оперу Винченцо Беллини «Монтекки и Капулетти». Театр получил на постановку грант Всероссийского конкурса для молодых режиссеров и современных драматургов от Российского фонда культуры. В нашем репертуаре уже есть два балета на этот классический сюжет – на музыку Сергея Прокофьева и Петра Чайковского, теперь добавится опера – почему бы и нет? Идея интересна еще и тем, что история любви Ромео и Джульетты на основе либретто Феличе Романи у Беллини заметно отличается от широко известной версии Шекспира.

Также планируется, что до конца сезона Елизавета поставит «Сельскую честь» Пьетро Масканьи – эта одноактная опера будет идти в один вечер с «Паяцами». Режиссер Даниил Дмитриев репетирует еще одну камерную оперу Масканьи, у нас она выйдет под названием «Мой Дзанетто!». Режиссер детской оперной студии Вячеслав Цюпа работает над музыкальной сказкой «Синяя птица» на музыку известного в Красноярске композитора Евгении Терёхиной. А 25 ноября пройдет юбилейный вечер главного хормейстера театра Дмитрия Ходоша «50+15».

– Балетные перспективы столь же масштабны?

– Не уступают оперным. Самое главное – надеемся, что в этом сезоне ничто не помешает нам провести очередной международный балетный форум. У него поменяется название – отныне форум будет проходить под общим брендом «Гран-при Сибири», все события намечены на неделю с 12 по 18 ноября. Самым грандиозным из них станет премьера балета Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника». Это масштабная реконструкция произведения, во второй половине XIX века бившего все рекорды по популярности на балетной сцене. Катарину мечтали танцевать все ведущие балерины – настолько это яркий образ, интересный и по технике исполнения, и по характеру. Над хореографией работаем мы с Юлианой Малхасянц, на сцену выйдет весь цвет красноярской балетной труппы. Так что рекомендую посмотреть разные составы.

Во время форума мы также проведем юбилейный вечер легендарного артиста балета и хореографа, народного артиста СССР Михаила Лавровского. В программе вечера – фрагмент балета Александра Симоненко «Амок», балетная сюита «Две женщины» на музыку Сергея Баневича и балет «Нижинский» на музыку Сергея Рахманинова. Это история драматических взаимоотношений выдающегося русского танцовщика Вацлава Нижинского, его жена Ромолы и великого русского импрессарио Сергея Дягилева, организатора труппы «Русский балет Дягилева». Ждем в гости на форум не только самого Михаила Леонидовича, но и ведущих солистов Большого театра Марию Александрову, Марианну Рыжкину и Владислава Лантратова.

В следующих постановочных планах – возобновление балета Юрия Григоровича «Спартак» Арама Хачатуряна и выпуск столь же легендарной постановки Генриха Майорова «Чипполино» с декорациями Валерия Левенталя, на музыку Карена Хачатуряна. На мой взгляд, это вообще самый лучший балет для детей, но его с удовольствием смотрят и взрослые.

– Гастроли балета в Англию в этом сезоне состоятся?

– Надеюсь, что да, приглашение есть. Вообще, нам сейчас нужно думать не только о нынешнем сезоне, но и о перспективах на ближайшие шесть-семь лет. К 2027 году театр должен будет открыться после масштабной реконструкции. Она продлится года три, а это значит, что театр всё это время вынужден будет работать на чужих площадках. Поэтому нам так важно оправдать сегодняшние договоренности по гастролям и спланировать новые. Иначе труппа просто разбежится, и на обновленной сцене с современным светом и звуком некому будет петь и танцевать.

Но театру необходимо сохранить и своего зрителя. Поэтому в ближайшие три сезона постараемся подготовить несколько масштабных оперных и балетных спектаклей, интересных для самой широкой аудитории, чтобы во время реконструкции показывать их на других площадках. А после возвращения в собственное здание выйти с ними на обновленную сцену. Театр показал свою открытость экспериментам, что привлекло к нам новую аудиторию и вызвало интерес профессионалов: комическая опера «Груди Терезия» стала лауреатом национальной премии «Золотая Маска», а фарс-оперетта «Богатыри» вошла в тройку победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон», 20 ноября ее можно будет увидеть в Красноярске в программе международного фестиваля современного искусства «Территория». В нынешнем же сезоне основное внимание будет уделено большим полномасштабным оперным и балетным постановкам.

Елена КОНОВАЛОВА
Фото Михаила ЛОГВИНОВА
"Опера & Балет" №1, сентябрь 2021 года