Цветовая схема:
Региональные театры в последние годы показывают конкурентный уровень: коллективы из Перми, Новосибирска, Екатеринбурга выдают концертные, оперные, балетные программы, которые получают национальные премии и удивляют публику из столицы.
,За последний год этот список городов пополнил Красноярск, который решился на любопытные эксперименты и, судя по реакции зрителей, они оказались удачными.
О новых формах, пространствах и планах рассказали представители театра и сотрудничающие с ним композиторы на пресс-конференции.
Начало работы по освоению новых форм положила опера «Груди Терезия» Франсиса Пуленка, которую театр представил в мае 2019 года в неожиданном месте — приспособив под театральное пространство цеха заброшенного завода.
Решение поставить современную оперу в здании, отремонтированном и стилизованном в модном современном стиле лофт оказалось верным: спектакль привлек в театр новую публику и был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» сразу в четыре номинациях (лучший спектакль, лучшие дирижер и режиссер, лучшая женская роль).
Всего 10 месяцев работы — и с мая 2019 в театре прошли семь премьер современных постановок, последняя из которых «Ночь в музее» состоялась буквально на днях — 14 февраля. Четыре из них — в новом театральном пространстве лофт под названием «Квадрат», три — на основной сцене.
Светлана Гузий, директор Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Александровича Хворостовского:
«У нас есть все классические постановки: более 30 опер, 30 балетов, очень много детских постановок, но мы решили сдвинуть фокус внимания с классики на современность.
Что скажут о нас потомки через 100 лет? Что было интересного в театре в двухтысячные годы? Как развивалось оперное искусство в это время?
Когда мы готовили премьеру оперы Александра Чайковского „Ермак“, нам звонили зрители и говорили, что у нас ошибка в афишах, мол, Чайковский был Петр Ильичем. То есть они не знают совсем современных композиторов. Но мы рискнули и поняли, что и театр, и зрители готовы к инновациям».
Спектакль на музыку А. Чайковского «Ермак» театр представил в июне 2019-го. В основе сюжета — создание сибирским художником Василием Суриковым картины «Покорение Сибири Ермаком». Опера стала номинантом IV Национальной оперной премии «Онегин» в 2019 году в номинации «Событие».
Александр Чайковский, композитор, художественный руководитель Московской филармонии, автор оперы «Ермак»:
«Я никогда не верил в то, что нет публики, которая не интересуется современной музыкой. Есть плохие администраторы, есть плохие композиторы, есть плохие исполнители, плохие площадки, но современная музыка интересует гораздо большее количество людей, чем принято представлять. Причем не только в столицах — оказалось, что в далеком Красноярске есть такая аудитория.
Я просто удивлен, там все спектакли шли с аншлагом. Люди приходили и благодарили, они были они рады, что тут показывают их историю».
В октябре 2019 года состоялась очередная современная премьера. Иммерсивный спектакль «Хворостовский. Возвращение домой» был создан композитором Алексеем Сюмаком и представлен публике в рамках Первого Фестиваля Дмитрия Хворостовского. Главного персонажа как такового в постановке нет, его полномочия выполняют сами зрители, которые сидят тут же на сцене.
Алексей Сюмак, композитор, преподаватель Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, автор музыки к иммерсивному спектаклю «Хворостовский. Возвращение домой»:
«Когда речь идет о современной опере, очень часто возникает вопрос (причем он звучит не только из уст искусствоведов и членов жюри) — является ли это оперой или это уже какая-то новая форма? Красноярцы не боятся на этот вопрос отвечать, этот театр в последнее время всегда в поиске, находятся в контексте с чем-то актуальным.
И что касается моего творчества, то я как раз активно ведут исследование этого вопроса. Что такое опера сегодня и в какой момент она ещё продолжает быть оперой?»
2 ноября 2019 зрители впервые увидели оперу «Пир во время чумы» Александра Маноцкова. Спектакль поставлен по мотивам одноименного произведения А. С. Пушкина. Место — тот же лофт.
Александр Маноцков, композитор, автор оперы «Пир во время чумы»:
«Сейчас оперный театр оказывается благодарной площадкой для работы современных композиторов. Мы уже привыкаем к тому, что наша продукция оказывается вне классической сцены, но переносится в такие места, типа каких-то цехов, музеев, вокзалов, плавсредств. Да, это риск, всегда выгоднее ставить спектакли позапрошлого столетия, названия которых уже известны зрителю. Но без риска — никуда.
Новация на самом деле и это есть традиция. Ведь если мы посмотрим на историю, то основу оперных театров всегда составляла музыка своего времени. Да, бывали провалы — „Кармен“ в свое время умудрилась провалиться! Опера, которая по всем материалам настолько хитовая, что у неё не было шансов на неудачу. Так что от этого никто не застрахован».
31 октября 2019 в театре прошла премьера оперы «Марево» Кирилла Широкова и Марка Булошникова, а 21 декабря прошлого года театр представил публике и детскую премьеру — опера «Питер Пэн» была создана по заказу театра молодым композитором Андреем Рубцовым.
Елена Черемных, музыкальный критик, неоднократный член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска»:
«Современная опера — пространство достаточно большое и часто она использует те инструменты, которые нам, экспертам „Золотой маски“, остается номинировать только в номинации „Эксперимент“. Иногда мы переставляем их в основной конкурс, чтобы создать там движение, отвлечь зрителя от привычной формы, вызвать новые нейронные соотношения в нашей голове.
И не секрет, что любому театру выгоднее делать ставку на хорошо проверенные репертуарные оперы. Опера — искусство затратное и привлечь публику проще тем, что этой публике достаточно хорошо известно.
В Красноярске буквально в одночасье закрутили стратегию продвижения современной оперы, которая действительно ставит очень много вопросов перед зрителями. До какой степени тот или иной спектакль мы можем считать оперным, или драматическим, или близким к жанру мюзикла и т. д.»
В эти дни красноярские зрители увидят еще одну новаторскую премьеру — 14 и 16 февраля 2020 в лофте театр представит оперу «Ночь в музее или Завещание магистра» композитора Петра Поспелова.
Петр Поспелов — композитор, автор оперы «Ночь в музее, или Завещание магистра»:
«Это был тот случай, когда музыку я писал не с нуля, а переделывал тот материал, который остался от Моцарта.
Моцарт — абсолютно театральный композитор. И не только в своих театральных произведениях, но и в сонатах. Да, там нет никакого текста и сюжета, но если внимательно прислушаться, то можно почувствовать невидимый театр.
И сначала я написал музыку, у меня не было текста, а потом Екатерина Поспелова написала слова — и вот родилось камерное произведение с четырьмя персонажами».
Получается, что формально новый виток в развитии театра был связан с освоением нового пространства и образованием новый сцены в лофте, но на деле именно это привлекло в театр новую аудиторию.
Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Александровича Хворостовского:
«На премьерах мы получали разные отклики, потому что премьера — это всегда риск, как все отметили. Но история говорит, что это нормально: Чайковский рисковал, Дягилев рисковал. И мы считаем, что этот риск оправдан.
Лофт как пространство предполагает некую нестандартность, необычность. И оказалось очень много людей, которые никогда прежде не были в театре, но с удовольствием пришли в это новое пространство и впервые соприкоснулись с оперой, и она была им понятна».
Останавливаться на достигнутом в выбранном направлении театр не собирается. В мае 2020 года зрители увидят «Реквием» Алексея Сюмака в рамках диптиха «Ленинградская симфония», посвященного 75-летию Победы, а осенью 2020 года — оперу «Богатыри» Александра Бородина.
Дженнет АРЛЬТ
Classical Music News.ru, 16.02.2020 г.