Цветовая схема:
В том, что для искусства оперы само понятие «новация» является традиционным, уверены лидеры Красноярского театра оперы и балета имени Д.А.Хворостовского – художественный руководитель Сергей Бобров и директор Светлана Гузий. Об этом они рассказали на интереснейшей пресс-конференции в Центральном Доме журналистов в Москве, собрав замечательных спикеров и вызвав неподдельный интерес СМИ – Мраморный зал ЦДА был заполнен корреспондентами различных изданий.
Это не удивительно – театр заявил темой встречи рассказ о сотрудничестве с современными композиторами, освоении новых форм и пространств. Нельзя сказать, что постановки современных авторов не появляются в репертуаре российских музыкальных театров, последнее время эта тенденция обогатить афишу музыкой сегодняшнего дня прослеживается все четче, но опыт Красноярского театра даже на фоне увеличивающегося количества современных музыкальных спектаклей является уникальным. За 10 месяцев театр осуществил 6 (!) современных постановок, активно задействовав практику заказа произведений авторам.
Надо отметить, что Красноярская опера пришла к такому мощному «прорыву» не спонтанно и не «вдруг» – театр уже достаточно давно был открытым для экспериментов, можно вспомнить лабораторию молодых режиссеров СТД, проходившие неоднократно в Красноярске лаборатории-тренинги конкурса «Нано-Опера» и др. Но столь сконцентрированного, масштабного и протяженного по времени явления, каким стала эта панорама современной оперы, российский театр пока не знает. Именно это позволило музыкальному критику, эксперту Национальной театральной премии «Золотая Маска» Елене Черемных назвать сегодняшний Красноярск настоящим «местом силы».
«Любое новаторство – это риск. В свое время рисковали и Чайковский, и Дягилев, – говорит Сергей Бобров. – Музыкальный театр обязан осваивать новый материал, причем делать это нужно в новых пространствах». Что ж, именно новые пространства и были созданы для этой цели в Красноярске, причем как в самом прямом смысле – театр освоил лофт «Квадрат» (давший название всему проекту «Искусство в квадрате» и принявший четыре премьеры (последняя – 14 февраля), так и в переносном – пространство основного здания тоже словно преобразовалось, активно открывшись новой музыке и новым формам. Жанры различны – от камерной оперы до масштабного полотна, от балета (неверно было бы сказать, что эксперименты в Красноярске касаются только оперы) до иммерсивного спектакля. Все премьеры вызвали большой интерес у зрителей.
«Я никогда не верил, что якобы нет публики, которая интересуется современной музыкой, – сказал композитор Александр Чайковский, автор оперы «Ермак». (премьера «Ермака» состоялась 27 июня 2019 года). – Современной музыкой интересуется гораздо больше людей, чем часто думают. Умно и грамотно организованное мероприятие не может не привлечь внимания. В Красноярске именно так и происходит, и город становится городом современной оперы».
Спектакль «Ермак» стал номинантом IV Национальной оперной премии «Онегин» в 2019 году в номинации «Событие» (музыкальный руководитель – А.Чайковский, дирижер В.Платонов, режиссер-постановщик Г. Исаакян, режиссер по хореографии С.Бобров, художник В.Окунев).
А начался современный этап освоения новых форм в театре работой над оперой Ф.Пуленка «Груди Терезия». С этим спектаклем театр впервые появился в лофте «Квадрат» 31 мая 2019 года. Для премьеры было написано уникальное русское либретто (автор А. Бобров). Постановку осуществили режиссер С.Бобров, художник Ф. Архипов, дирижер В.Ланде. Работа была номинирована на «Золотую Маску».
Далее последовал иммерсивный спектакль, созданный композитором Алексеем Сюмаком и представленный публике в театре в рамках Первого Фестиваля Дмитрия Хворостовского (режиссер С.Бобров, дирижер – Ф.Леднев, художник – К. Сорокина). Новыми спектаклями в пространстве лофта «Квадрат» стали также опера «Марево» Кирилла Широкова и Марка Булошникова (режиссер Е.Корнеева, художник В. Тимофеева, дирижер А. Косинский) и опера «Пир во время чумы» Александра Маноцкова (режиссер Е. Павлова, художник К.Шачнева, дирижер П.Казимир).
Если «Пир во время чумы» представляет, как сказал композитор Александр Маноцков, «рекомпозицию» его собственной ранее написанной музыки, то «Ночь в музее, или завещание магистра» Петра Поспелова – интересный опыт рекомпозиции… фортепианных сонат Моцарта. Автор услышал в них яркое театральное начало, и 16 частей моцартовских сонат превратились в арии, дуэты, терцеты и квартеты. Екатерина Поспелова написала к ним текст, и в итоге камерная опера для четырех солистов и фортепиано была впервые представлена в лофте 14 февраля (режиссер Е. Мороз, сценограф А.Шелимова).
Опыт создания современных спектаклей театр распространил и на детский репертуар – опера «Питер Пэн» была создана по заказу театра молодым композитором Андреем Рубцовым, он же выступил музыкальным руководителем постановки и дирижером, дирижер и хормейстер Д.Ходош, режиссёр-постановщик, автор либретто, художник по костюмам – М. Тихонова, художник-сценограф И.Сид.
До конца сезона театр представит также «Реквием» Алексея Сюмака в рамках диптиха «Ленинградская симфония», посвященного 75-летию Победы (вместе с балетом на музыку Д.Шостаковича, который уже с успехом прошел на сцене театра в вечере одноактных балетов).