Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

16.06.2017

Вершины вокального турнира

Международный вокальный конкурс имени нашего выдающегося земляка Петра Ивановича Словцова от раза к разу набирает обороты. Он привлекает к себе всё большее число участников, всё шире его география, всё более авторитетным становится интернациональное жюри. Помнится, кстати, в конкурсах 1993 и 2001 годов состязались только мужчины – с 2015 года к ним присоединились женщины.

Йылдырым Горкем ЭзгиВозможно, весть о том, что жюри этого творческого соревнования нынче возглавила итальянская певица с мировым именем, одна из лучших меццо-сопрано 2-й половины ХХ века Фьоренца Коссотто, стала дополнительной причиной, побудившей многих выпускников и студентов российских (и не только) музыкальных вузов, солистов оперных театров Москвы, Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Новосибирска, Улан-Удэ, Чебоксар, Якутска приехать в старинный город на Енисее.

Конечно же, конкурс привлёк и молодых красноярских певцов. Кроме того, к нам прибыли вокалисты из Армении, Литвы, Молдавии, Монголии, Турции, Узбекистана, Эстонии. Если в конкурсе 2001 года приняли участие всего 14 человек, то нынче на первый (заочный) тур прислали свои видеозаписи более ста желающих попытать удачу. Среди них было так много достойных внимания, что жюри допустило ко второму туру вместо 40 сразу 52 (!) участника.

В результате музыкальная публика и судьи (среди них, помимо Ф. Коссотто, такие знаменитости, как российские оперные примадонны, выступавшие в разных странах мира, – Ирина Долженко, Любовь Казарновская, Марина Мещерякова, а также итальянский тенор и известный педагог по вокалу Витторио Терранова) прослушали 47 молодых певцов. Многие из них уже имеют солидный и весьма успешный опыт выступлений на конкурсах, в том числе очень престижных.

И жюри стоило немалого труда выбрать из этого числа 13 лучших. Особенно ожесточённая борьба за право выйти в третий тур развернулась между обладательницами высоких подвижных голосов: среди 14 (!) колоратурных сопрано не было, по моему мнению, ни одной посредственной певицы. Все, как на подбор, наделены красивыми серебристыми голосами, привлекательной внешностью, обаянием; все вполне состоятельны в профессиональном отношении; все исполняли сложные, виртуозные арии.

В итоге избранницами жюри стали три "колоратуры". Одна из них – турчанка Йылдырым Горкем Эзги, солистка оперного театра Анкары, – стала абсолютным победителем конкурса и увезла к себе на родину Гран-при.

Примечательно то, что на конкурсе имени "сибирского соловья" (как мы любовно называем Петра Ивановича Словцова) блистали именно женщины-"соловушки". Помимо представительницы Турции, это москвичка Евгения Красилова (московский Центр оперного пения Галины Вишневской), удостоенная II премии, и Ксения Кучукова из Эстонии (диплом).

Всеобщий восторг вызвала сибирячка по рождению, обучающаяся сейчас в столице, Эльмира Караханова (лирическое сопрано). Во втором туре ей рукоплескала не только публика, но и взыскательное жюри (что на подобных конкурсах явление крайне редкое).

Слушая Эльмиру, трудно поверить, что пока она всего лишь первокурсница консерватории. Многие гораздо более опытные певицы не владеют голосом так, как Караханова. Эта талантливая 22-летняя девушка разделила II премию с Е. Красиловой.

А I премия по праву присуждена новой солистке Красноярского оперного театра Ксении Ховановой, недавно перешедшей из разряда меццо-сопрано в амплуа лирико-драматического сопрано. Лучшей среди меццо-сопрано признана ещё одна солистка красноярской оперной сцены – Ольга Басова (III премия).

Будь моя воля, я допустила бы к третьему туру и солистку Чувашского театра оперы и балета Маргариту Финогентову – опытную певицу, с удивительной лёгкостью и артистизмом преодолевающую все сложности такого шедевра, как ария главной героини оперы "Золушка" Дж. Россини. Недаром она была отмечена вторыми премиями таких значительных творческих состязаний, как конкурсы имени М. Михайлова в Чебоксарах и имени Л. Собинова в Саратове.

Недоумение, горькое разочарование вызвал тот факт, что до третьего тура не дошёл и единственный бас (но какой!), ведущий солист оперного театра столицы Монголии Хурэлбаатар Оюунчимэг. Он достоин гораздо большего, нежели утешительный приз – "За лучшее исполнение романса Г. Свиридова". Непонятно, почему остались недооценёнными его великолепный, могучий голос, вокальное мастерство и чувство стиля.

Мерилом профессионализма басов в русском репертуаре считается ария Ивана Сусанина из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки. И гость из Улан-Батора исполнил её мастерски – как, впрочем, и другие произведения своей конкурсной программы. Думаю, что руководство нашего оперного театра не ошибётся, если будет приглашать этого талантливого певца на гастроли. Красноярская публика встретит его с энтузиазмом.

Среди его соотечественников прекрасными природными данными в сочетании с крепким профессионализмом порадовали баритон Бямбажав Монголхуу (II премия) и тенор Бямбажав Гомбо-Очир, которому только сильнейшая простуда помешала получить звание лауреата. Оба тенора, вышедшие в финал (кроме Б. Гомбо-Очира, это ещё и солист Новосибирского театра музыкальной комедии Николай Литвинцев, тембрально напоминающий П. И. Словцова), стали дипломантами.

Лидерами среди мужчин-финалистов оказались баритоны. Солист московского Камерного музыкального театра имени Б. Покровского Азамат Цалити разделил II премию с Б. Монголхуу. Настоящим открытием признан 22-летний студент Красноярского института искусств Севастьян Мартынюк, которому присуждена I премия. Действительно, это очень перспективный певец.

Пётр Иванович Словцов не только замечательно пел, но и проявлял недюжинные педагогические способности, дав путёвку в жизнь ряду воспитанников Красноярской народной консерватории. И даже в этом отношении конкурс его имени выявил известную преемственность на сибирской земле. С. Мартынюк, например, является воспитанником солистки Красноярского театра оперы и балета, народной артистки России Ларисы Марзоевой. А двумя годами ранее, на III словцовском конкурсе, лауреатом II премии стал Александр Михалев – ученик экс-солиста Красноярского оперного театра Анатолия Лысенко.

Наш конкурс уникален и условиями своего заключительного тура. Действительно, больше нигде конкурсантам не приходится решать задачи не только музыкального, но и сценического воплощения фрагментов опер. Дело это непростое, особенно если учесть, что на общение с постановщиками молодым певцам отводится минимум времени.

Тут необходимы такие качества, как незаурядные актёрские способности, уверенность, стальные нервы и сценический опыт. Несомненно, подобным комплексом профессиональных черт обладает уже упоминавшаяся Йылдырым Горкем Эзги. Её нисколько не смутил сложный сценический рисунок арии Розины из "Севильского цирюльника" Дж. Россини. Потому в третьем туре она произвела весьма отрадное впечатление.

А вот Ксения Кучукова и Самбуу Батчимэг (дипломанты конкурса), очаровавшие аудиторию во втором туре, в финале были явно выбиты из колеи режиссёрскими идеями Елизаветы Мороз (ария Виолетты из "Травиаты" Дж. Верди) и Алексея Смирнова (ария Чио-Чио-сан из "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини), значительно проиграв в вокальном отношении. Честно говоря, на мой взгляд, условия третьего тура, при всей их новизне, не дают возможности большинству конкурсантов раскрыться в полной мере в такой важнейшей составляющей, как пение. Да и публика отвлекается от музыки и вокала на режиссёрские "заморочки".

Конкурс СловцоваВ третьем туре всегда хочется слышать то, что не звучало во втором. При этом одного номера явно мало. Певцу тоже, чисто психологически, гораздо комфортнее представить на суд слушателей два произведения. И режиссёрам, как мне кажется, удобнее работать с артистами, которых не отвлекает конкурсное волнение и которые не поставлены в столь жёсткие временные рамки, как участники вокального "турнира".

Но, как бы то ни было, IV Конкурс имени П. И. Словцова удался, запомнится надолго. И, безусловно, он зарядил красноярских любителей вокального искусства положительными эмоциями.

На фото: Турчанка Йылдырым Горкем Эзги, солистка оперного театра Анкары, виртуозно и артистично исполнила партию Розины из "Севильского цирюльника" и увезла к себе на родину Гран-при; Финальный гала-концерт на закрытии конкурса.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 16 июня 2017 г.