Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

16.06.2006

Звезды зажглись для Красноярска

Фестиваль «Звезды Большого балета» стал одним из самых ярких событий завершающегося сезона в Красноярском театре оперы и балета. В его программе выступили сразу шесть звезд российской балетной сцены. Пятеро из них – из Большого театра.

«Жизель»Руководитель красноярского балета Сергей Бобров – сам выходец из Большого, не так давно танцевал на его сцене. Сегодня традиции ведущего театра страны он прививает в Красноярске. И небезуспешно – за несколько лет труппа с 25 человек увеличилась почти до сотни, в балете есть сразу несколько ведущих пар, и все они очень разные и несхожие между собой. А то, что наш балет востребован не только на родине, давно уже стало привычным явлением – в следующем сезоне артистов вновь ждут в Японии, Мексике и Англии.

Кстати, так совпало, что балетный фестиваль Сергей Рудольфович проводил уже в новом статусе – отныне он художественный руководитель театра. И в следующем сезоне намерен вплотную заняться оперной труппой, сделать ее столь же востребованной, как и балет. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Впрочем, к опере мы еще вернемся, пока же – непосредственно о фестивале. Театр показал пять спектаклей, и почти все они уже знакомы красноярской публике. За исключением «Жизели» А. Адана – специально к британским гастролям Бобров подготовил новую редакцию. Как рассказывает сам постановщик, когда он в первый раз увидел в нашем театре прежнюю версию этого балета, у него начался гомерический хохот: «Вышли два артиста миманса, держа двух соколов, тупо посмотрели в зал – и все, больше на сцене ничего не происходило. И оркестр прежде в «Жизели» играл очень грязно. За границу такое безобразие просто нельзя было вывозить. В моей версии сохранилась классическая редакция Лавровского, я лишь внес в нее небольшие коррективы с учетом специфики нашей труппы».

Обновленный спектакль артисты впервые показали в Англии. На премьере в Красноярске партию Жизели танцевала ведущая солистка Большого театра народная артистка России Надежда Грачева. Это не первое ее участие в постановках Сергея Боброва – осенью она танцевала у нас в «Лебедином озере», а на гастролях труппы в Мексике – в «Баядерке» и «Спящей красавице». И, как говорит сама балерина, ей очень комфортно танцевать с красноярским балетом – почти все постановки театра поставлены в духе традиций Большого театра. Так что, можно не сомневаться, это не последний визит Грачевой в наш город.

Тем более что красноярской публике она тоже пришлась по душе – легкая, грациозная, артистка удивительного, какого-то запредельного мастерства. Не случайно Надежда Грачева когда-то занималась у великой Улановой. От сцены гибели Жизели в финале первого акта натурально перехватывало дыхание…

«Жизель»У заслуженного артиста России Марка Перетокина вообще давняя дружба с нашим театром. Семь лет назад он участвовал здесь в премьере «Царь-рыбы» (кстати, это первая постановка Боброва на красноярской сцене). На фестивале «Звезды Большого балета» артист танцевал воина Солора в «Баядерке» Л. Минкуса – другого столь мужественного исполнителя этой партии трудно и представить. Достойное трио ему составили еще две солистки Большого театра – заслуженная артистка России Мария Аллаш (принцесса Гамзатти) и Нелли Кабахидзе (баядерка Никия). По сюжету Солор в финале отдает предпочтение Никии. Но Аллаш настолько хороша в партии ее соперницы, что создается ощущение – этот выбор дался ему не так-то легко!

Марию Аллаш публика смогла посмотреть еще в одной яркой характерной партии, и опять же в балете Минкуса – она исполнила Китри в «Дон Кихоте». В «Баядерке» артистка танцует не рафинированную принцессу, а страстную женщину, готовую на все ради своей любви, вплоть до убийства соперницы. В партии Китри она совсем другая – веселая, озорная – сама непосредственность! В дуэте с ней отлично смотрелся красноярский солист Демид Зыков (Базиль). Его персонаж чем-то напомнил неунывающего Фигаро – благо, тоже цирюльник.

Вообще, нужно заметить, что наши артисты смотрелись очень достойно рядом со своими именитыми столичными коллегами. Никакого местечкового патриотизма – за несколько лет работы Сергей Бобров подтянул свою труппу до весьма приличного уровня. В Москве на фестивале «Золотая маска» критики не скрывали, что такой балет был бы вполне конкурентоспособен в столице. На фестивале «Звезды Большого балета» в этом могли убедиться и красноярские балетоманы.

Тот же Зыков – на сегодня чуть ли не самый яркий характерный артист театра – танцевал так, что с легкостью покорял не только партнерш, но и публику в зале. Таков его Базиль, не уступает ему и лесничий Ганс из «Жизели». Просто невозможно поверить, что Жизель предпочитает ему другого… А во втором акте этого балета молодая солистка красноярской труппы Мария Куимова (повелительница виллис Мирта) вызывала не меньшее восхищение, чем сама Грачева.

Анна Оль станцевала в «Спящей красавице» великолепный дуэт с лауреатом международных конкурсов Александром Бутримовичем. Кстати, с нового сезона этот яркий солист (до недавнего времени – Нижегородского театра оперы и балета) присоединяется к нашей труппе. А в «Ромео и Джульетте» всеобщее внимание было приковано к солистке Большого Анне Ребецкой в партии Джульетты. Трудно передать, сколько в этой артистке изящества и грациозности.

Завершился фестиваль большим гала-концертом под изысканным названием «Царская ложа». И теперь самое время вспомнить об опере. Потому что новый худрук намерен сделать этот проект постоянным. И задействована в нем будет вся труппа, включая даже юных артистов из детской оперной студии. В декорациях императорского театра, выстроенных на сцене, сменяются фрагменты из различных балетов и опер.

Половецкие пляскиДействие не прерывается – все сюжеты логично перетекают один в другой, переходы выстроены просто мастерски. Королевский бал из «Спящей красавицы» сменяет «Тоска». После чего зрители наблюдают не менее страстный сюжет – известное гордеевское танго в исполнении Грачевой и Перетокина. В финальной сцене из «Кармен» постановщик вообще использовал оригинальный прием: вывел на сцену сразу двух жгучих испанок – балетную (Мария Куимова) и оперную (Лариса Плотникова).

А на десерт всем предложили немного посмеяться. Да и как было удержаться от смеха, если на сцену вышли две ведущие солистки театра – заслуженные артистки России Вера Баранова и Светлана Кольянова, – в абсолютно одинаковых костюмах и париках. И, бросая негодующие взгляды друг на друга, соперницы одновременно запели: «Первой солисткой буду я!» Их трио с Борисом Сабировым из шуточной оперы Моцарта «Директор театра» стало отличной кульминацией первого акта «Царской ложи». Во втором Бобров представил «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Когда-то этой оперой открывался Красноярский театр оперы и балета…

Похоже, опасения Сергея Боброва, что зрители не оценят такую подачу, оказались напрасными – первый блин не стал комом. И в следующем сезоне в рамках проекта «Царская ложа» нас ждет концертное исполнение опер: «Паяцы», «Борис Годунов», «Хованщина», «Пиковая дама». А также – бенефис заслуженного артиста России Анатолия Березина, выступление любимцев красноярской публики – народных артистов России Натальи Чеховской и Василия Полушина и многое другое.

Елена КОНОВАЛОВА
Newslab.ru, 16.06.2006 г.