Цветовая схема:
Красноярский театр оперы и балета продолжает радовать своих почитателей новыми проектами и премьерными "изюминками" XXVI юбилейного сезона. В конце февраля отметил 15-летие творческой деятельности в Красноярске художественный руководитель и главный дирижер маэстро Анатолий Чепурной. Как это принято в театральном мире - в жанре бенефиса. Да' вот только не совсем обычного. Впрочем, скептически настроенные зрители, коих, смею надеяться, было не так уж много в тот вечер, могли и усомниться в новшестве жанра, предложенного творческим коллективом театра. Судите сами, традиционно концертная программа бенефиса включает эффектные и яркие номера, необычные жанры, участие артистов театра и гостей из других театров. Но, по сути, рамки бенефиса все же не ограничиваются только этим. Не случайно оригинальная идея маэстро Чепурного выглядела современной и получила название "Променад-концерт" (от французского - "прогулка").
Так появилась некая свободная форма ведения праздничного вечера в дуэте ведущих - маэстро А. Чепурного и тележурналиста С. Кима, легко и непринужденно сочиняющих импровизации на тему музыки, исполнителей, истории о композиторах и стилях.
"Прогулочные" разговоры удачно соединяли главную задачу участников концерта - все они дарили свои лучшие работы маэстро, публике и всем тем, кто рад встрече с прекрасным миром оперы и балета. "Променад-концерт" в течение трех часов предложил публике немало сюрпризов: это не только редкие вокальные фрагменты оперной музыки ("Норма", "Турандот", "Джанни Скикки"), но и оригинальные инструментальные ансамбли ("Полька" для 12 рук концертмейстеров театра, ансамбль ударных, солирующая арфа оркестра), эстрадно-джазовые мгновения музыки XX века.
Наконец, "вкусовые рецепторы" публики были удовлетворены не только шутливой музыкой Россини, но и, в буквальном смысле, подпитаны кулинарными тарталетками, испеченными по рецептам итальянского маэстро, когда-то прославившегося и на поприще этой десятой музы. Словом, бенефис удался, а с ним родился и новый жанр - "променад-концерт", который в скором будущем представит новые путешествия по эпохам, стилям и направлениям. Следите за афишами, ибо проект уже запущен в творческую лабораторию театра.
В минувшую и нынешнюю субботу (20 и 27 марта) красноярцам предоставляется возможность увидеть премьеру оперы Ж. Бизе "Кармен", в версии главного дирижера А. Чепурного, главного режиссера В. Цюпы и московского художника М. Курилко-Рюмина. В спектакле занята исключительно оперная труппа театра - основной состав - включая стажеров из Академии музыки и театра. Вопреки традиционным решениям оперы, огромное количество танцевальных сцен и всю общую "испанско-цыганскую" пластику в нашем театре решено представить без участия артистов балета.
По замыслу режиссера В. Цюпы и хореографа-постановщика С. Курьянинова, оперные солисты и артисты хора имеют возможность использовать свое мастерство в освоении не только пения, но и органичного движения, пластики. Учитывая, что в системе нашего образования редко встречается удачное и счастливое сочетание и голоса, и пластического таланта, работа идет весьма скрупулезно и основательно. Постановщики понимают всю сложность исполнительского материала, но тем интереснее результат. Все сцены и танцы в опере звучат в довольно подвижных темпах, некоторые стремительно и при большом скоплении народа (сказывается стихия "бунтарской" крови).
В спектакле заняты опытные мастера сцены: народный артист России В. Ефимов, В. Нечипуренко, заслуженные артисты России Г. Ефремов, А. Березин. Но основная нагрузка отдана молодежи - это факт достоверный. Так что публика увидит "Кармен" обновленную, помолодевшую, с совершенно новым зарядом энергетики и личного обаяния.
И напоследок - еще об одной премьере. В то время как к Красноярску приближается из дальних странствий караван с декорациями и костюмами "Спящей красавицы", премьера которого в театре состоялась всего единожды, и публика еще не успела оценить новую работу красноярских танцовщиков, в театре вовсю идет подготовка новой премьеры - балета Л. Минкуса "Баядерка". В конце февраля приступила к работе творческая группа постановщиков: главный балетмейстер театра С. Бобров, дирижеры - А. Чепурной, А. Юдасин, художник Д. Чербаджи.
По замыслу художника, зрелище обещает быть захватывающей восточной сказкой, в которой причудливо переплетаются индийские мотивы со всеми атрибутами таинственного Востока: богатство красок тканей, роскошь царственных дворцов, изысканность золотой парчи... Премьера спектакля ожидается в конце сезона.
"Красноярская газета", 23 марта 2004 г.