Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

14.04.2015

Да здравствует Доницетти!

В последние годы красноярские меломаны имеют счастливую возможность наслаждаться дивной музыкой Гаэтано Доницетти. В оперном театре "Дочь полка" сменил "Любовный напиток", в музыкальном театре идёт "Колокольчик".

А теперь репертуар оперной труппы пополнился и таким раритетом, как комическая опера Доницетти "Viva la mamma!" ("Да здравствует мама!"). Премьеру очень удачно приурочили ко Дню смеха. Сам материал, а также режиссёрские сюрпризы и энтузиазм актёров прекрасно поднимают первоапрельское настроение.

В 1827 году 30-летний Доницетти написал эту милую шутку к своему бенефису, затронув проблему, хорошо знакомую всем итальянским композиторам того времени. Здесь и капризы, и склоки, и соперничество певцов, "убивающие" авторов и театральное руководство. В центре интриги - предприимчивая мамаша, идущая напролом ради благополучия своей дочки - начинающей певицы.

Молодой московский режиссёр Алексей Франдетти и его земляки (сценограф Тимофей Рябушинский, художник по костюмам Анастасия Бугаева и художник по свету Нарек Туманян) хорошо прочувствовали и воплотили фарсовую природу оперы и помогли актёрам освоиться в непривычной для большинства из них атмосфере. Актуализация (перенос действия в современность), которая в операх с серьёзным содержанием (и, особенно, на исторические сюжеты) обычно представляется спорным решением, в фарсе (грубоватой комедии) не смущает нисколько. (Правда, думаю, можно было бы обойтись без намёка на исключение из репертуара Новосибирского оперного театра "Тангейзера" Вагнера как оскорбляющего чувства верующих спектакля.)

Для каждого персонажа найден в высшей степени колоритный внешний облик и пластический рисунок. Хороши все без исключения актёрские работы. Особенно запоминаются Андрей Силенко - ходульный и несуразный Проколо, агент собственной жены-примадонны, и Алексей Соколов - Композитор, измученный взбалмошностью и сомнительными профессиональными достоинствами исполнителей его оперы. Но самым большим открытием стал для меня Алексей Бочаров в роли... сверхактивной скандалистки Донны Агаты. Во всех предыдущих своих работах этот обладатель роскошного баритона не отличался актёрской выразительностью, казался флегматичным. А тут выясняется, что он может быть и пластически точным, и чувства юмора ему не занимать! Браво, Алексей!

Некоторым зрителям первый акт показался слишком длинным, и они покинули театр во время антракта. А зря! Ведь самое забавное и интересное постановочная группа приберегла для второго акта, где по сюжету актёры представляют генеральную репетицию новой оперы "Метаморфозы". Здесь хор азартно выступает в роли кордебалета. До чего же хороши в его исполнении все эти дракончики и трепетные (в буквальном смысле слова) облачка! Уморительны и написанные на табличках комментарии к арии Тенора. А "гвоздь" программы - адажио Орфея и Эвридики под звуки... русского танца из "Лебединого озера". Невозможно удержаться от смеха, когда к утончённой балетной паре (Надежда Панфилова и Валерий Гуклёнков) присоединяется внушительных габаритов мамаша Агата в ... белой балетной пачке! Она всячески старается быть изящной, танцует очень деловито. В этом эпизоде режиссёр А. Франдетти показал себя и как остроумный, изобретательный хореограф.

Несомненно, "Viva la mamma!" предъявляет серьёзные требования к дирижёру, певцам и оркестру. Маэстро Анатолий Чепурной, хормейстер Дмитрий Ходош и их подопечные приложили немало усилий к тому, чтобы музыкальное воплощение спектакля напоминало брызги шампанского. Ведь музыка Доницетти в этом произведении очень близка к россиниевской. Здесь немало виртуозных ансамблей и арий. Но в целом игра оркестра и пение пока уступают визуальной составляющей спектакля. Певцам следует помнить, что вокальная музыка Доницетти и его предшественников - это настоящий пробный камень. По её исполнению можно судить о профессиональном уровне поющего. Мне довелось побывать на новом спектакле 1 и 3 апреля. В основном в эти дни выходили на сцену одни и те же солисты. Только в сложнейшей партии примадонны Дарьи выступили две певицы: Екатерина Зубкова и Инна Сподина. Каждая из них пока испытывает заметные трудности. И вовсе не в верхнем регистре, а в среднем. Обеим явно некомфортно в нём.

Второй акт спектакля поставлен как дивертисмент, в который вошли фрагменты из разных произведений не только Доницетти, но и других композиторов: Вивальди, Моцарта и даже (как уже отмечено выше) Чайковского. (Жаль, что в театральной программке этот факт не зафиксирован.) Именно дивертисмент позволяет продемонстрировать свои вокальные возможности тем артистам, которые в первом акте заняты лишь в ансамблях. К сожалению, Наталье Плотниковой (контр-тенор Музико) пока плохо подчиняются виртуозные пассажи арии Странника из оратории Вивальди "Торжествующая Юдифь". А вот Анна Харитонова, для которой партия начинающей певицы Луиджии - первая крупная работа на сцене, продемонстрировала значительный творческий рост. Ей явно помогли советы экс-солиста красноярской оперы, а ныне незаурядного вокального педагога Анатолия Лысенко, о чём свидетельствует уверенное, радующее выравненностью регистров голоса исполнение эффектной арии из оперы Доницетти "Линда ди Шамуни". Всё более убедительно звучит красивый тенор Андрея Колобова (солист - премьер Вильгельм), в чём велика заслуга его опытного наставника Германа Ефремова. Но надо ещё поработать над моцартовским стилем при исполнении арии принца Тамино из "Волшебной флейты". А вот другой Андрей - Силенко,- который несколько лет назад поразил своим вокальным преображением в "Паяцах" Леонкавалло, видимо, почил на лаврах. Опять вернулись старые недостатки: зажатый звук, "запрокинутые" верхние ноты. Не думаю, что это - специальная "краска" для раскрытия образа Проколо.

Хотелось бы, чтобы "Viva la mamma!" прочно закрепилась на красноярской сцене. Новая встреча с творением Доницетти полезна и публике, и участникам спектакля.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 14.04.2015 г.