Цветовая схема:
В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. Основываясь на этом опыте, для сибирской труппы она сделала собственный вариант спектакля.
Обычно к "Корсару" обращаются, когда в афише уже есть полный комплект шедевров классического балета первого ряда, а зритель ждет все новых сказок в пачках, при этом в труппе простаивают несколько поколений сильных солистов. "Корсар", как художественное целое представляющий балетный аналог салата оливье, служит для заделывания именно такой репертуарной лакуны. В середине XIX века он был одним из последних отзвуков балетного романтизма, эффектно паразитируя на имени Байрона. Потом "Корсар" почти на полвека попал в руки Мариуса Петипа, который кроил спектакль по моде сменявшихся эпох – ставил одни номера, выбрасывая другие. Но у сегодняшних постановщиков не поднимается рука отказаться хоть от одного из них.
Юлиана Малхасянц в этой ситуации попыталась найти золотую середину. Она усушила балет до двух актов, но не стала превращать их в дайджест. В нем нашлось место и городской площади с ее разношерстной толпой, и гарему с буйством красок, и пиратам, чье прибежище в гроте освещает садящееся в море солнце (сценограф – Мария Высотская). Но они не вываливаются из развития сюжета, как тесто из тесной кастрюльки, благодаря тому, что найден ритм спектакля – упругий, но неспешный.
Украшением этого "Корсара" становятся исполнители второстепенных партий: зажигательные Надежда Панфилова и Кирилл Булычев (Форбан), нелепый и трогательный Илья Хапров в роли Евнуха, Николай Машуков в крошечной партии предводителя стражи и особенно колоритные Иван Карнаухов (торговец Ланкедем) и Егор Осокин (Сеид-паша), настолько импозантный и благородный, что предпочтения Медоры в этом спектакле выглядят сложно объяснимыми. Менее убедительны исполнители знаменитых классических ансамблей – "Корсар" бескомпромиссно фиксирует, что труппа, значительно обновившая за последнее время состав, переживает смену поколений. Опытные ведущие солисты Юрий Кудрявцев (Конрад) и Екатерина Булгутова (Медора) умеют создать впечатление технической свободы. Однако для обоих "Корсар" вряд ли станет украшением репертуара: Кудрявцеву, чистому "лирическому тенору" красноярского балета, здесь негде блеснуть красотой линий, так же как Булгутовой – драматической выразительностью.
Сам же "Корсар" вступает в соревнование с другим красноярским спектаклем – "Катарина, или Дочь разбойника". Родившийся три года назад на сибирской земле, он тоже обыгрывает разбойничью тему и формы старинного балета, но создан современными авторами (Малхасянц была среди его постановщиков) для современного зрителя. Умная, тонкая работа заявила, что Красноярск может входить в элиту российского балета. И в соревновании "Корсара" с "Катариной" Красноярский балет проиграл сам себе. Но напомнил, каким потенциалом обладает.
Анна ГАЛАЙДА
«Российская газета», 14.10.2024