Впервые за свою почти столетнюю историю поэма Сергея Есенина «Черный человек» получает воплощение в музыкально-театральной форме, объединив оперу и балет в единое художественное целое благодаря сочинению композитора Олега Проститова и творческой фантазии Владимира Ланде (музыкального руководителя постановки), Натальи Бобровой (хореографа-постановщика), режиссеров Сергея Боброва и Виктора Высоцкого, Татьяны Королевой (художника), Дмитрия Ходоша (хормейстера).
Поэма была задумана Сергеем Есениным во время его зарубежных поездок: черновые наброски появились в Америке, а первый, достаточно объемный вариант, – в 1923 году. Но окончательный, сокращенный текст был завершен в 1925 году, который стал последним в жизни поэта. Длительная депрессия, душевный кризис, разрыв с Айседорой Дункан – все это наложило на поэму особую печать повышенной экспрессии с оттенком мистического звучания. Главная ее черта – тема разочарования в себе, в любви и творчестве – раскрывается в диалоге поэта с его alter ego, Черным человеком, который «на кровать ко мне садится… спать не дает мне всю ночь… водит пальцем по мерзкой книге… читает мне жизнь… нагоняя на душу тоску и страх». Есенин словно смотрит на себя со стороны, слыша, как его второе «я» говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Поэма, по мнению исследователей, предстает как своего рода публичное покаяние поэта.
В диалогичности текста обнаруживаются очевидные театральные черты, которые проявляются и в композиции: в ней можно выделить пролог, две части и эпилог. Эти особенности «Черного человека» словно провоцируют на создание театральной версии поэмы. Можно вспомнить блистательные сценические прочтения есенинского текста Сергеем Безруковым, моноспектакль Татьяной Смирновой для чтеца и инструментального ансамбля. Однако наиболее самобытное и оригинальное решение предлагает композитор Олег Проститов, хорошо известный красноярцам как автор гимна городу. Он создает монодраму с танцами в двух картинах, семи сценах с прологом и эпилогом для баритона, танцовщицы, смешанного хора, камерного балета и большого симфонического оркестра. Сочинение было написано в Красноярске в 1996 году к 100-летию великого русского поэта, однако только спустя двадцать шесть лет оно увидело свет рампы и, увы, уже после ухода из жизни композитора.
Благодаря тесному творческому сотрудничеству постановщиков «Черный человек» С. Есенина – О. Проститова получает не просто сценическую балетно-оперную визуализацию, а обретает новые художественно-смысловые грани. В спектакле персонифицированы не только поющие герои – Поэт и Черный человек, но и их балетные двойники, которые в свою очередь множатся в зеркальных отражениях. Особый колорит вносит хор, где-то оттеняющий монологические высказывания героев, но в основном воссоздающий мистическую атмосферу вторжения незваного гостя. Одним из центральных персонажей становится танцовщица Айседора – обольстительная, чарующая и искушающая своей красотой как Поэта, так и Черного человека. Необычайной выразительности достигают дуэтные сцены, танцевально-пластическое решение которых вдохновенно и поэтично. Но в сражении за Айседору Поэт терпит поражение: «…Никого со мной нет… Я один…».