Цветовая схема:
Программа, посвященная 200-летию со дня рождения великого хореографа, объединила классику и современный танец
В Красноярске завершился V Международный форум «Балет XXI век». Фестиваль, объединивший премьеры, конкурсные выступления, мастер-классы, круглые столы и выставки, прошел под знаком 200-летия Мариуса Петипа.
— Основы академического балета, заложенные Петипа, впоследствии оказали влияние на contemporary dance. Мы хотели показать ретроспективу классического танца и — одновременно — развитие современной хореографии, представив оба направления в том виде, в котором они существуют сегодня, — рассказал «Известиям» художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров.
Начали с посвящения классике: форум открылся премьерой «Раймонды», последнего крупного творения Петипа. Перед спектаклем публике показали видеоколлаж из событий фестиваля и портретов юбиляра, с легким прищуром наблюдающего за происходящим. На экране хореограф предстал в окружении жены и дочери, а также этуали императорского балета и первой Раймонды Пьерины Леньяни.
В репертуар Красноярского театра спектакль вошел в постановке Юрия Григоровича. Новая редакция, созданная им специально к 200-летию Петипа, уложилась в два акта, но не потеряла в масштабе. Любители полновечерних балетных феерий сполна насладились атмосферой средневекового замка и лунной ночи в летнем саду (декорации Дмитрия Чербаджи), небесно-голубой палитрой кринолинов и пачек (костюмы Симона Вирсаладзе), утонченной лирикой музыки Александра Глазунова (оркестр под управлением Александра Юдасина) и непрерывным потоком танца.
Миниатюрная Екатерина Булгутова и статный Юрий Кудрявцев органично смотрелись вместе: свадебное Па-де-де Раймонды и Жана де Бриена в их прочтении подкупало искренностью. Главный злодей балета Егор Осокин заслужил зрительскую любовь, исполнив сложнейшую вариацию Абдерахмана с виртуозными вращениями. По сценической харизме он не уступил самому Павлу Гердту, танцевавшему рыцаря на премьере Петипа.
Современный танец на фестивале представили «Весна священная» в трактовке Сергея Боброва и миниатюры Франчески Фрассинелли во главе с «Болеро» Равеля. Основной ажиотаж развернулся вокруг «Весны священной». Во-первых, балет Стравинского не шел в театре с 2014 года. Во-вторых, для форума Бобров сделал новую редакцию: хореограф рассказал, что поставил спектакль о «безумстве природы, страстей и личности, которую уничтожает толпа».
За обобщенным месседжем кроется конкретный сюжет. Шаман (Олеся Алдонина) объявляет об Апокалипсисе. Племя под началом жестокого тирана (Кирилл Литвиненко) пытается спастись и выбирает пару для жертвоприношения. Окровавленный Избранник (Даниил Костылев) обретает любовь в лице Избранницы (Екатерина Булгутова), однако героям не суждено быть вместе: племя, подобно хищникам, убивает влюбленных и приносит их в жертву.
К удачам постановки принадлежит масштабный ландшафтный видеоряд: огненные взрывы, кипящая лава, бездонная морская пучина, захватывая воображение, воспринимаются как самостоятельное произведение искусства. На его фоне танец выступает мощной противоборствующей силой. Массовые эпизоды балета выполнены хореографом в рамках традиции (в частности, анималистика напоминает о версии Мориса Бежара). Зато философские монологи персонажей, драматические дуэты-поединки, адажио с изощренными поддержками для «Весны…» определенно в новинку и демонстрируют возможности солистов.
«Болеро» Франчески Фрассинелли, напротив, привлекает разнообразием монументальных сцен. В этом экспрессивном спектакле, выстроенном по типу оркестрового и пластического крещендо, автор задействовала весь кордебалет. Две группы ансамбля, олицетворяющие «борьбу невинности и страсти», состязаются друг с другом, сливаясь в финальном апофеозе.
Не менее жарко состязались между собой участники Международного балетного конкурса «Гран-при Сибири». Турнир с преобладанием классических выступлений стал еще одним оммажем Петипа. Судьи под патронатом Юрия Григоровича отметили профессиональный рост конкурса и его значимость для молодых артистов. В младшей группе золотых медалей удостоились Елизавета Кокорева и Дмитрий Смилевский. В старшей — Алиса Алексеева и Юрий Выборнов. Гран-при присудили красноярцу Георгию Болсуновскому, покорившему жюри героическим исполнением вариации из балета «Корсар». Лучшие номера лауреатов вошли в заключительный гала-концерт.
Анастасия ПОПОВА
"Известия", 14 ноября 2018 г.