Пушкин. О его стихах и прозе, любви и дружбе, жизни и смерти мы знаем очень много. Но как узнать, что творилось в его душе, когда он создавал свои бессмертные творения, любил и ревновал, танцевал на балу с Натали и мучительно умирал от пули Дантеса? Слова нам в этом не помогут. Но искусство дает нам другие средства.
Хореограф Никита Дмитриевский и композитор Константин Борисов предприняли смелую попытку проникнуть в мир видений и грез, мыслей и эмоций поэта. История Пушкина-поэта и Пушкина-человека будет представлена зрителю средствами пластики движения и танца, музыки и света, и целым комплексом других средств, которые имеет в своем арсенале современный театр.
Так что же это такое – балет «Пушкин»? Вот как отвечают на этот вопрос его создатели.
ПУШКИН
Этот спектакль – не иллюстрация и не учебник. Это крик. Крик души поэта: ему тесно в реальности, и он живет на тончайшем лезвии между светом и тьмой.
Зритель окажется в сердце мира Пушкина. Это двойственный мир.
Мир реальности – чужой, лживой, лицемерной, где маски вросли в лица. Поэт медленно прорывается сквозь нее, как ледокол сквозь ураган.
И мир иллюзий – царство видений, сказаний и грез, где рождаются герои и судьбы, где знать и высший свет питаются интригами, крепостные гадают на пепле, а его современники, возлюбленные и яростные враги, кружат в вальсе с такими же призрачными парами.
Поэт играет с ними, как уставший мастер, знающий жизнь, но сохраняющий неустойчивое равновесие канатоходца. Вокруг снует множество женщин – блистательных, манящих, прекрасных. Но в каждой он видит лишь одну. Свою Натали.
Поэт и Муза. Поэт и Вечность. Вечная дуэль света и тени.
Чем выше он поднимается в своем постижении тайн человеческой души, тем яростнее на него обрушиваются силы тьмы. Они приходят к нему в масках друзей, врагов, возлюбленных. Они испытывают его мир на прочность в попытках вырвать почву из-под ног.
Судьба предупреждает Поэта, подбрасывая предзнаменования, но он игрок: он двигает жизни, как фигуры на шахматной доске. Он слышит шепот рока, чувствует высший замысел, но продолжает бесконечное движение сквозь бури.
Эта история не о смерти – о вечности. О том, как человек, видя гибельные знаки, продолжает вить судьбы образами жизни и смерти в желании растворить себя в бесконечном бытии потомков...
Это мистерия, где танец и музыка создают биение пульса судьбы в пространстве света и тени, из которого зритель выйдет уже другим.