Цветовая схема:
Нынешний, ставший уже традиционным Международный фестиваль "Парад звёзд в оперном" на сей раз был посвящён легендарной Ирине Константиновне Архиповой, которой в этом году исполнилось бы 90 лет. Поэтому в фестивальный репертуар вошли исключительно те произведения, в которых некогда блистала великая певица.
Прекрасным зачином фестиваля стал гала-концерт, замечательно выстроенный народным артистом СССР Владиславом Пьявко – сценическим партнёром и мужем И. К. Архиповой. К участию в этом концерте он привлёк тех певцов, в чьей счастливой сценической судьбе очень важную роль сыграла Ирина Константиновна. Это и бас из Южной Кореи Ён Сон Ли, и народная артистка России, обладательница Золотой именной медали и премии Фонда Ирины Архиповой "За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве" сопрано Людмила Магомедова, и лауреат I премии Международного конкурса имени М. И. Глинки (2003 год) меццо-сопрано Анна Викторова (бессменным председателем этого престижного состязания певцов более 40 лет была И. К. Архипова). Арии в их выразительном исполнении чередовались с видеозаписями, запечатлевшими уникальное мастерство "царицы русской оперы". Сам Владислав Иванович захватил зрительный зал в заключительной сцене из оперы "Кармен" и проникновенным чтением собственных стихов, посвящённых Диве. Успеху гала-концерта способствовал и талантливый маэстро Феликс Коробов – главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, заслуженный артист России.
Среди исполнителей "Реквиема" Дж. Верди выделились, прежде всего, народная артистка России, солистка Большого театра меццо-сопрано Ирина Долженко и солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана, звезда мировой оперы бас Аскар Абдразаков, учившийся в аспирантуре Московской консерватории у И. К. Архиповой.
Фестивальный спектакль "Кармен" заиграл новыми красками благодаря гостям из Сербского Национального театра города Нови-Сад: темпераментному и тонкому музыканту, дирижёру Александру Коичу, виртуозно владеющей своим красивым голосом Елене Кончар (Кармен) и незаурядному баритону, высокопрофессиональному Небойше Бабичу (Эскамильо). В этом спектакле подтвердил свою репутацию стабильного тенора и хорошего актёра заслуженный артист России, солист Большого театра Роман Муравицкий (Хозе). Он же очень органично вошёл в спектакль "Аида" (в партии Радамеса), где во всех остальных ролях предстали 19 февраля красноярские певцы.
В "Царской невесте" блеснул вокальным и актёрским мастерством народный артист России, солист Большого театра Владимир Редькин. Красноярская сцена до сих пор не знала столь же убедительного исполнения партии – роли опричника Григория Грязного.
Героиней "Евгения Онегина" стала посланница Санкт-Петербурга, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Мария Баянкина (Татьяна), покорившая высокой вокальной культурой, одухотворённостью и искренностью. "Пиковая дама" предоставила возможность знакомства с искусством опытного турецкого певца Унюшана Кулоглу (Герман). Но настоящим событием стало выступление в роли Графини такого Мастера, как народная артистка СССР Ирина Богачёва. Её Графиня и в старости красива, величава. Вокальная форма петербургской мэтрессы, несмотря на более чем полувековой стаж, выше всяких похвал!
Когда я задаю себе вопрос, какой из фестивальных спектаклей произвёл наиболее цельное впечатление, то пальму первенства отдаю "Борису Годунову". Спектакль явно набирает силу благодаря стараниям приглашённого главного дирижёра Дмитрия Волосникова, хормейстера Дмитрия Ходоша, режиссёра Надежды Столбовой, солистов, хора и оркестра. Все без исключения участники спектакля были на высоте. К московским гастролёрам Владимиру Кудашеву (Борис Годунов) и Сергею Полякову (Шуйский), уже давно ставшим любимцами нашей публики, теперь присоединился их коллега по театру "Новая опера" Олег Диденко, вызвавший восхищение в басовой партии летописца Пимена.
В заключительном гала-концерте, как и следовало ожидать, слушатели восторженно приняли выступления Ирины Богачёвой и Ирины Долженко, а также солистки Большого театра, заслуженной артистки России Марины Лапиной. Открытием для всех, кто присутствовал в зале, стали гости из болгарского города Варны: опытнейший дирижёр Борислав Иванов и крепкий профессионал, не испытывающий никаких затруднений при исполнении сложнейших теноровых арий, Валерий Георгиев.
Из солистов красноярской оперы, принявших участие в фестивале, помимо народных артистов России Анатолия Березина и Владимира Ефимова, заслуженных артисток России Веры Барановой и Натальи Соколовой, очень достойно представили свой театр Светлана Левчук, Ольга Басова, Алексей Бочаров, лауреаты международных конкурсов Дарья Рябинко, Владимир Комович, а также и совсем недавно принятая в труппу и ярко заявившая о себе в роли Снегурочки Анна Барановская. Жаль, что только дважды в дни фестиваля на сцену выходил очень перспективный баритон Александр Михалев (в партии Щелкалова в "Борисе Годунове" и в эпизодической роли контрабандиста Данкайро в "Кармен"): если бы фестивальная публика увидела и услышала его Евгения Онегина, то убедилась бы, что профессиональный уровень Михалева не уступает столичному. Да и внешне наш Онегин более аристократичен, нежели петербургский певец, солист Мариинского театра Владимир Мороз (Онегин в спектакле 3 марта), не в обиду ему будет сказано.
Судя по всему, руководство театра среди молодых солистов особенно выделяет баса Илью Кривчикова и тенора Евгения Мизина. Действительно, оба обладают отличными профессиональными данными. Но уровень их вокальной подготовки уступает природной одарённости. Кривчиков очень убедителен в партии Варлаама ("Борис Годунов"), но, видимо, не понимает, что Верховного жреца в "Аиде" надо петь в совершенно иной манере: стиль Верди требует гораздо более благородного звучания голоса. Красавца Е. Мизина очень приятно слушать, пока он поёт в среднем регистре. Но верхние ноты даются ему не без явного напряжения. Хочется надеяться, что Илья и Евгений позаботятся о своём вокальном совершенствовании.
Фестиваль, которого красноярские меломаны, как всегда, ждали с нетерпением, уже стал достоянием истории красноярской музыкально-театральной жизни. Что ж, теперь будем ждать фестиваля-2016. Время летит стремительно...
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 31.03.2015 г.