Первое представление балета-пантомимы «Пахита» состоялось 1 апреля 1846 года в Париже. Спектакль был поставлен хореографом Жозефом Мазелье на музыку Эрнеста Дельдевеза. В Парижской опере балет шел до 1851 года. Вторую жизнь он получил благодаря великому балетмейстеру Мариусу Петипа – «Пахита» был первым спектаклем, который поставил знаменитый француз в России.
Премьера заслужила благословенное одобрение императора Николая I. Постановка пользовалась успехом публики и первых лиц государства не только потому, что М. Петипа был прекрасным балетмейстером, в совершенстве владеющим всеми тонкостями хореографических композиций. Француз по происхождению, он сумел проникнуться духом русского танца, который ценил превыше того, что было создано в Европе. О русском балете Мариус Петипа неизменно говорил: «наш балет». Франция была страной, в которой появился на свет М. Петипа. Россия стала его Родиной.
В 1881 году М. Петипа добавил к балету «Пахита» потрясающий дивертисмент в характерном для себя стиле, выбрав для этого музыку Людвига Минкуса. Это было Grand pas, и это оно стало подлинным царством хореографии.
Великолепный бал открывается детской мазуркой, а затем следует парад балерин в обрамлении солисток и корифеек. Со времен императорских театров это был гимн классическому женскому танцу, придуманный как парад звезд балета, где каждая исполнительница старается своим танцем затмить «приму».
М. Петипа создал не только феерию, но и апофеоз классического танца, благородные формы высокого академизма, один из недосягаемых образцов чистой хореографии. Вся сцена наполнена такой внутренней силой и такой внешней красотой, что вызывает ассоциации с «эстетическим абсолютом». Он создал балетный театр Великой мечты. Вечность присутствует в сцене Grand pas – вечно здесь лишь искусство.
Вскоре этот дивертисмент стал «гвоздем» балета, и уже при жизни Мариуса Петипа исполнялся как отдельный номер в спектаклях императорского балета. А, в конце концов, стал почти единственным, что осталось от балета «Пахита». В таком виде он вошел в историю танцевального искусства, как безупречный образец французского и петербургского стилей балета XIX века.
С тех времен прошло более ста лет. Grand pas, которое поставил Мариус Петипа, осталось незабвенным и классическим, и передается из поколения в поколение.
Мариус Петипа фактически закрепил и упорядочил своими работами основы классического балета. Зрелищность и симфонизм балетов Петипа на долгие годы стали образцом для всех создателей балетных спектаклей. Петипа – это театр, а сам Петипа, родившийся и выросший во Франции, стал патриархом русского балета.
Его мемуары заканчиваются словами: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что это была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую Родину, которую я люблю всем своим сердцем».
Россия осталась благодарна великому мастеру…