Цветовая схема:
Красноярский театр оперы и балета — 125-летию Сергея Прокофьева
Нынешний Форум, состоявшийся с 7 по 13 ноября, открылся показом оригинальной хореографической версии балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Боброва. Ее премьера состоялась более десяти лет назад (2005), но, кажется, что этот динамичный, компактный, решенный исключительно за счет выразительных средств действенного классического танца спектакль появился на свет лишь вчера: настолько при оптимальном минимуме пантомимы он современен, хореографически выразителен и драматургически целостен!
Сегодня это одна из самых известных и мощных оригинальных продукций театра, созданных его художественным руководителем, одним из интереснейших хореографов нашего времени, художником, органично и со знанием дела сочетающим в своем профессиональном мышлении пластику ярких психологических образов с танцевальной ясностью и пронзительной чистотой классической формы.
Выступая в своей двухактной версии трехактного балета либреттистом-драматургом в духовном единении с Шекспиром и Прокофьевым, Сергей Бобров создает хореографическую симфонию жизни и смерти, светлого оптимизма и слепой ненависти, величия любви и жестокой предначертанности трагедии, избежать которую невозможно. В условно реалистичном, визуально скупом, но функционально самодостаточном костюмно-сценографическом оформлении спектакля Дмитрия Чербаджи романтика и трагедийный реалистический колорит эффектно противопоставлены итальянскому театру масок. Выполняя по задумке хореографа функцию театра в театре, в финале спектакля этот театр разрастается до масштабов хореодрамы с участием масок смерти, на фоне которой и разворачивается трагедия главных героев: маскарад любви и смерти правит свой бал…
Прибегая к общечеловеческому обобщению трагедии любви во враждебной любви системе координат спектакля, хореограф эффектно разбивает его на два акта едва ли не в точке золотого сечения: в финале первого акта мистификация театра комедиантов во главе с Меркуцио лишь предвосхищает первые персонифицированные трагедии, связанные с враждой кланов – смерть Меркуцио и Тибальда. Самим же трагедиям, их «реальному» хореографическому воплощению, отдан второй акт, начинающийся с тайного венчания Ромео и Джульетты.
Финал спектакля — смерть главных героев — необычен своей масштабностью: это уже не камерная лирико-трагическая зарисовка, а полномасштабное хореографическое действо поистине вселенского звучания. Этот спектакль мы увидели с потрясающим квартетом солистов: Меркуцио – Даниил Костылев, Тибальд – Кирилл Литвиненко, Ромео – Юрий Кудрявцев, Джульетта – Екатерина Булгутова.
С парой главных героев этого балета, но теперь в партиях Принца и Золушки, мы встретились и в сюите из балета Прокофьева «Золушка» также в оригинальной постановке Сергея Боброва, показанной в один из вечеров Форума вместе с первым актом балета «Каменный цветок» в хореографии Юрия Григоровича.
Что касается последнего, то в отношении этого шедевра мастера, впервые поставившего его в 1957 году на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра, на сегодняшний день переломано достаточно копий в связи и с этой постановкой в Красноярске (2012), и с более ранней постановкой в Москве (2008) на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Но все упреки в архаике, старомодности и скуке по отношению к этому спектаклю явно ангажированы, а органичное единство ярко танцевальной и харáктерной хореографии Юрия Григоровича с костюмно-сценографическим оформлением Симона Вирсаладзе и эпически неспешным, но «бодрящим» и величавым звучанием истинно русской партитуры Прокофьева очевидно.
Можно лишь согласиться с тем, что в реалии нашего бешеного стремительного времени специфически колоритная эстетика уральских сказов Бажова в их условном музыкально-хореографическом преломлении вписывается с трудом. Но это не повод говорить, что хореографические находки спектакля устарели. Когда-то они казались революционными, а сегодня уже стали классикой хореографии многоактного балета XX века — и художника, равного по масштабам Григоровичу в жанре стопроцентно оригинального танцевально-классического спектакля не сыскать и по сей день.
В том, что «Каменный цветок» – спектакль большой психологической глубины и цепко выстроенной танцевальной драматургии, труппа Красноярского театра оперы и балета, представив даже только один его первый акт, убедила основательно и безоговорочно (Данила – Георгий Болсуновский, Катерина – Елена Лапина, Хозяйка Медной горы – Мария Куимова-Литвиненко, Северьян – Кирилл Литвиненко).
Этот театр — один из немногих музыкальных театров в России, в афише которого представлены все три главных балета композитора-юбиляра, и этот факт говорит о многом! В репертуаре Красноярского театра оперы и балета балет «Золушка» в постановке Сергея Боброва появился в 2007 году (либретто Николая Волкова по мотивам сказки Шарля Перро, музыкальная редакция Дмитрия Котова), однако создавая нынешнюю сюиту, хореограф много что в ней изменил.
Свидетелем давней премьеры автору этих строк стать не довелось, поэтому сравнений не возникнет, но сюита, представленная в дни работы Форума, произвела грандиозное впечатление. Во-первых, она предстала весьма масштабной: «доставь» еще лишь немного, и мы практически увидели бы весь балет целиком! Во-вторых, визуально-театральное пространство балетной сказки с комедийно-гротесковым и благородно-нравоучительным подтекстом предстало в изумительной сценографии уже знакомого нам Дмитрия Чербаджи, а населили это волшебное пространство сказочные герои, одетые в необычайно стильные, приветливо-веселые и романтически-задорные костюмы Валерия Кунгурова.
В-третьих, хореография, которая привела в сценическое движение персонажей сказки Перро, будучи основанной на незыблемом классическом фундаменте танца, заиграла новыми и свежими красками сегодняшнего дня.
Танцовщик и хореограф Сергей Бобров — один из наиболее известных учеников Юрия Григоровича. Однако, впитав в себя принципы его художественного стиля и приняв этот творческий фундамент, как бесценную данность, в своем хореографическом творчестве Сергей Бобров идет собственным, самобытным путем. Безусловно, в лице этого, несомненно, талантливого художника Красноярский театр оперы и балета нашел своего творчески яркого художественного руководителя.
Центр мироздания его «Золушки» — огромные часы, ход которых отсчитывают вестники времени (артисты балета). Эти часы – центр невероятно красивой сказочной вселенной, в которой на разных невидимых друг другу полюсах-галактиках живут две ищущие друг друга половинки: забитая Золушка с Мачехой и Сестрами и одинокий тоскующий по любви Принц в окружении наскучивших ему придворных. С помощью доброй Феи этим двум половинкам и надлежит соединиться, так что постановщик, проводя героев через веселые и лишь немного грустные испытания, через каскад ярких любовно-романтических и сатирически-карикатурных аллюзий, сам фактически становится добрым волшебником, а упомянутые Юрий Кудрявцев (Принц) и Екатерина Булгутова (Золушка) – великолепными артистическими проводниками его хореографических идей.
Музыкальный руководитель всех трех представленных на Форуме постановок – Анатолий Чепурной, главный дирижер театра: он и находился за дирижерским пультом оба балетных вечера.
Наконец, переходя от спектаклей к Международному конкурсу балета «Гран-при Сибири», необходимо заметить, что участие в нем принял и ряд названных выше солистов: Георгий Болсуновский, Юрий Кудрявцев, партнершей которого выступила Екатерина Булгутова, а также пара Елена Свинко и Дмитрий Дьячков.
В Красноярск съехались молодые танцовщики из России, Украины, Казахстана, Киргизии, Италии, Германии и Японии. Первоначально на конкурс было подано около 60 заявок, но ко второму (очному) туру были допущены 40 участников: 20 в младшей группе (до 19 лет) и 20 в старшей (от 19 до 26 лет). Всем конкурсантам, успешно прошедшем в первом туре отбор по видеозаписям, расходы на дорогу в оба конца, проживание и питание были оплачены за счет регионального краевого бюджета. Прецедент по нынешним временам – довольно редкий, но это результат того, что в стратегии развития Красноярского края до 2030 года поддержка культуры значится как одно из приоритетно-важных направлений.
Де-факто на конкурс прибыли все участники младшей группы и – жизнь есть жизнь! – только 17 участников старшей. Просмотры на сцене Красноярского театра оперы и балета проходили под заранее присланные фонограммы. На втором туре одиночные участники исполняли две вариации, а пары – па-де-де согласно установленного для каждой возрастной группы перечня классического балетного репертуара. Наряду с этим во втором туре в каждой возрастной группе участники исполняли и по одному номеру современной хореографии. В этом разделе участники могли представлять номера на любую музыку, а использование ими для этих целей музыки Прокофьева в год его 125-летия (не обязательно специфически балетной – любой) носила лишь рекомендательный характер.
В младшей группе Россию представили 16 человек – из Якутска (5), Красноярска (4), Уфы (4), Москвы (2) и Санкт-Петербурга (1). 2 человека были из Германии, 2 человека – из Италии. В старшей группе Россию представили 7 человек – из Красноярска (4), Йошкар-Олы (1), Санкт-Петербурга (1) и Чебоксар (1). 5 человек были из Киргизии, 3 человека – из Японии, 1 человек – из Казахстана, и 1 человек – из Украины. К третьему туру в каждой возрастной группе было допущено по 12 участников. Финалисты, не ставшие лауреатами, получили дипломы. Награды конкурса по регламенту присуждаются отдельно по двум возрастным группам, а главная награда Гран-при присуждается только в старшей группе.
Два года назад Гран-при конкурса была удостоена Кристина Андреева (выпускница Красноярского хореографического колледжа, солистка Татарского театра оперы и балета в Казани). На сей раз Гран-при жюри не присудило, но это вовсе не значит, что накал состязательности был меньше, а мы не стали свидетелями ярких открытий! Был и накал, были и открытия, и, что в практике автора этих строк случается крайне редко, решения жюри, которые приводятся ниже, оказались вполне «прозрачными» и объективными.
Младшая группа (девушки):
• I премия – Анастасия Белоногова (Россия, Красноярск);
• II премия – Анастасия Платонова (Россия, Якутск);
• III премия – Елизавета Мартынова (Россия, Уфа) и Анастасия Шевцова (Россия, Красноярск);
• Дипломы – Мириана Конте (Италия), Анна Саленкова (Россия, Красноярск), Надежда Вагаль (Россия, Красноярск), Франциска Хассемер (Германия), Катя Куттинг (Германия).
Младшая группа (юноши):
• I премия – Денис Захаров (Россия, Москва) и Марк Чино (Россия, Москва);
• II премия (не присуждена);
• III премия – Федерико Тоселло (Италия).
Старшая группа (женщины):
• I премия – Терада Мидори (Япония);
• II премия – Елена Свинко (Россия, Красноярск);
• III премия – Екатерина Байбаева (Россия, Йошкар-Ола).
Старшая группа (мужчины):
• I премия – Окава Коя (Япония) и Юрий Кудрявцев (Россия, Красноярск);
• II премия – Серик Накыспеков (Казахстан) и Дмитрий Дьячков (Россия, Красноярск);
• III премия – Марат Сыдыков (Киргизия) и Фарух Садыркулов (Киргизия);
• Дипломы – Георгий Болсуновский (Россия, Красноярск), Виктор Томашек (Украина), Сергей Крылов (Россия, Санкт-Петербург).
Специальные призы и премии:
• Приз губернатора Красноярского края «За артистизм» – Юрий Кудрявцев (Россия, Красноярск);
• Премия главы города Красноярска – Анастасия Белоногова (Россия, Красноярск), Елена Свинко (Россия, Красноярск);
• Премия «За лучшую современную хореографию» (номер «Чистота» на музыку Сергея Прокофьева, поставленный специально для конкурса для дуэта Елены Свинко и Дмитрия Дьячкова) – Александр Могилёв (Россия, Москва);
• Премия «За успешную подготовку участников конкурса» – Ольга Акинфеева (Россия, Красноярск) в младшей группе, Александр Куимов (Россия, Красноярск) в старшей группе;
• Приз президента и учредителя Международного конкурса балета в Сполето (Италия) Паоло Бонкомпаньи (оплаченная поездка на конкурс в Сполето в 2017 году) – Анастасия Белоногова (Россия, Красноярск), Анастасия Платонова (Россия, Якутск), Марк Чино (Россия, Москва), Денис Захаров (Россия, Москва).
Искусство балета – это миг эстетической красоты, полета и чувства, линий и пластики, но это и праздник, который навсегда остается в душе. Форум балета в Красноярске обрел свое яркое творческое лицо, у него появилась своя публика, а в кулуарах конкурса сложилась неповторимая атмосфера, в которой – от участника и зрителя до организатора и члена жюри – ощущалась причастность к чему-то большому и, несомненно, значимому. Форум «Балет XXI век» – это большая дружная семья его участников и гостей со всего мира, и с каждым новым Форумом эта семья будет становиться всё шире и шире!
Игорь КОРЯБИН
Belcanto.ru, 22.11.2016 г.